Сведения о празднике «Похвала Богородицы».
празднование совершается в субботу на 5-й недели Великого Поста
В 625 году от Рождества Христова в субботу 5-й недели Великого Поста Константинополь осадили персы. Император с войском вышел врагам навстречу, но те напали на беззащитную столицу с моря. Весь город пал в слезной молитве пред образом Пресвятой Богородицы. И после того, как патриарх опустил в море край иконы, поднялся шторм и потопил вражеские корабли. Это чудесное освобождение, совершенное силой и милосердием Пресвятой Девы, побудило народ воспевать гимн неусыпной своей Защитнице, бодрственно стоя в храмах целую ночь.Так в чудесно спасенном Константинополе утвердился новый церковный праздник во славу Божией Матери, именуемый «Похвалой Богородицы».
«Акафист ко Пресвятой Богородице» — первое из известных песнопений этого жанра, послужившее образцом для всех позднейших акафистов.
Свидетельства византийских источников о происхождении Акафиста позволяют нам установить верхнюю хронологическую границу создания гимна (ранее 626 года), а также решить вопрос о времени появления нового кондака «Взбранной Воеводе победительная», вместо другой первоначальной строфы «Поведенное тайно прием в разуме...», которая сохранилась в чинопоследовании на правах тропаря. Но вопрос авторства Акафиста остается открытым. Рукописная традиция называет разные имена: Патриарха Сергия, диакона Софии Константинопольской Георгия Писиды — современников осады 626 года, святого Патриарха Германа (VIII век), и только в одном кодексе, причем предположительно, авторство атрибутируется преподобному Роману Сладкопевцу. Соответственно и исследователи византийской гимнографии присваивали авторство кому-либо из названных лиц. Так что в настоящий момент приходится ограничиться указанием, что Акафист принадлежит той эпохе византийской гимнографии, которая достигла кульминации при Юстиниане I (527-565 годы) и завершилась при Ираклии.
Исполнявшийся первоначально во Влахернском храме, Акафист издавна служил кондаком на Благовещении, о чем говорят как содержание гимна, так и некоторые древние уставные предписания, позволяющие утверждать, что в данном чинопоследовании мы имеем дело с перенесенной памятью Благовещения. При этом следует помнить, что лишь Трулльский Собор (692 год) разрешил праздновать Благовещение, в какой бы день Святой Четыредесятницы оно ни случилось; до того оно переносилось на воскресенье, а суббота Акафиста являлась как бы предпразднеством. В этот же день долгое время отмечалась память избавления Константинополя, так что впоследствии, когда Благовещение твердо стало праздноваться 25 марта, за субботой Акафиста сохранилась память персидской войны. Прикрепление же праздника Акафиста исключительно к субботе 5-й седмицы окончательно последовало лишь после XI века.
Желая выразить свою благодарность Небесной Владычице особенным образом, Церковь заповедала обязательно стоять при исполнении Акафиста (отсюда и название гимна).