Сведения о Лазаревой субботе.
празднование совершается в субботу перед Вербным воскресением
Лазарева суббота — суббота перед Входом Господним в Иерусалим (Вербным воскресением). В этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.
Об этом событии подробно рассказывается в Евангелии (Ин 11, 1-44).
Близ Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жил Лазарь с двумя сестрами: Марфой и Марией. Господь любил Лазаря и часто посещал это благочестивое семейство. Однажды Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Иисусу Христу: «Господи, тот, кого Ты любишь, болен». Иисус ответил: : «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». По прошествии двух дней Иисус сказал Своим ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его».
Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему. При встрече она сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Господь ответил ей: «Воскреснет брат твой». Пришла к Господу и Мария с родственниками и знакомыми. Пав к ногам Иисуса Христа, Мария также говорила: «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». Видя их печаль, Иисус Христос Сам прослезился. Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус Христос повелел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему: «Господи! уже смердит, потому что четыре дня, как он во гробе». Иисус Христос возвел очи к небу и, помолившись, громко воззвал: «Лазарь, выйди вон!» Умерший вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано платком. Многие из иудеев, видевшие это чудо, уверовали в Иисуса Христа.
Весть об этом потрясающем чуде быстро разнеслась по Иудее... Когда на следующий день Христос въезжал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви.
Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Время их приближается. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.
Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.
Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен. Святитель Иоанн Злптоуст в своей проповеди на Лазареву субботу сказал: «Сегодня Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны».
В наше время святитель Лука (Войно–Ясенецкий) писал: «…«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси, Лазаря Христе Боже…». Общее воскресение уверяя. Что это значит? Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму».
Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, «да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря.